ЛОЖЕ МОРФЕЯ
(продолжение)
Широкое распространение кровати получили при Петре Первом. Царь, любивший всё европейское, взялся за обустройство жилья на заморский манер. Поэтому у многих придворных в домах тоже появились
кровати. Затем обзавелось кроватями и российское дворянство.
И, наконец, следом за ними кровати появились в богатых купеческих семьях.
В этих семьях по традиции обстановка спальни являлась приданым жены. Её родителям дороже всего обходилась именно кровать. Она была огромной, с пышной периной и множеством подушек. Перина должна была быть только пуховой - перьевая перина в купеческой среде повсеместно считалась признаком неприличной бедности.
Кровать в спальне нужно было обязательно ставить на то место, где ляжет впущенная в комнату кошка. Была ещё одна русская традиция, связанная с кроватью. Супруги, которые хотели иметь детей, всегда клали на только что поставленную кровать что-либо, символизирующее плодородие. Это могли быть
колосья пшеницы, курица-несушка или всё та же кошка.
Петровские нововведения никак не затронули крестьянство. В сельских избах, как и раньше, продолжали спать на полатях - широких нарах под потолком между печью и противоположной стеной. Спальными местами по-прежнему были лежанки вдоль печи, а также сундуки и лавки в избе. На печи спали люди пожилого возраста и хозяева. Во многих крестьянских семьях такой уклад сохранился вплоть до начала
ХХ века.
Только в первые годы двадцатого века возник в России массовый спрос на кровати, и они появились в домах мещан и зажиточных крестьян.
В российских музеях сохранилось несколько кроватей, владельцами которых были царствующие особы, выдающиеся писатели и ученые. Но, может быть, наиболее интересным экспонатом стала кровать
А. С. Пушкина, которую можно увидеть в усадьбе-музее Пушкина в Михайловском. Кровать - деревянная,
из красного дерева.