САЙТ ГЕНРИХА ТУМАРИНСОНА. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ВЕЩЕЙ. Исторические новеллы. СТРАНИЦА 119. ПУТИ-ДОРОГИ (продолжение).
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Биография.

Библиография.

Стихи и проза,

Циклы детских стихов
в интернет-изданиях.

Иллюстрации детей
к стихам.

Отзывы.

Детский мир
(страницы для родителей).

Азбука здоровья.

Ссылки на другие
сетевые ресурсы.

Дневник новостей.

Гостевая книга.

Почта сайта.

ВЕРНУТЬСЯ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ.

САЙТ   ГЕНРИХА ТУМАРИНСОНА.   ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ВЕЩЕЙ. Исторические новеллы. Стр. 119.
ПУТИ - ДОРОГИ (продолжение).

ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.

СОДЕРЖАНИЕ.

ПУТИ - ДОРОГИ
(продолжение)

Колейный путь, который использовали на рудниках семьи Дерби, довольно сильно напоминал рельсовый,
но прошло ещё полтора века, прежде чем появились первые металлические рельсы. Дело в том, что в те времена ещё не было потребности в систематической, плановой перевозке грузов, а железа производили немного, и стоило оно дорого. Поэтому никому и не приходило в голову делать металлические колеи вместо деревянных.

Рождение рельса

Можно сказать, что первый чугунный рельс появился на свет случайно. В 1767 году в Англии на рынке металла установились относительно низкие цены, и поэтому один из чугунолитейных заводов,
располагавший большими запасами чугуна, отлитого в виде пластин, решил временно воздержаться от продаж и подождать повышения цен. По счастливой случайности, складируя, чугун уложили поверх досок
на одну из заводских колейных дорог. Однако заводчане заметили, что перемещать грузы по такой чугунной дороге было намного удобнее, чем по деревянным колеям, и завод начал выпускать чугунные плиты вогнутой формы специально для колейных дорог. Позже на таких рельсах стали делать продольный
гребень, не дававший колёсам сойти с пути. Такие рельсы получили название уголковых.

В России в XVIII веке также строились дороги с чугунными рельсами. Историки сохранили сведения
об одной из таких дорог - чугунке Александровского завода в Петрозаводске. На заводе делали пушки,
и для доставки стволов для обработки в цеха в 1788 году была сделана, видимо, одна из первых в России "чугунок" длиной в 188 м. Есть предположение, что на этой дороге рельсы были уголковыми.

Но у уголковых рельсов было очень много недостатков, в частности, они быстро забивались мусором, мелкими камнями, мешавшими движению. Конструкцию усовершенствовали: гребень, удерживающий
повозку на колее, перенесли с рельса на колесо. Колёса стали делать с ребордами, а поверхность рельсов - гладкой. Уголковые рельсы изготавливались из чугуна и были очень короткими - длиной не более 1 м. Поперечное сечение рельса имело грибовидную форму: шляпка гриба служила опорой для колеса, а ножка делала рельс более прочным. Путь из рельсов этой формы был сооружён в Англии в 1789 году.