САЙТ ГЕНРИХА ТУМАРИНСОНА. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ВЕЩЕЙ. Исторические новеллы. СТРАНИЦА 118. ПУТИ-ДОРОГИ.
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Биография.

Библиография.

Стихи и проза,

Циклы детских стихов
в интернет-изданиях.

Иллюстрации детей
к стихам.

Отзывы.

Детский мир
(страницы для родителей).

Азбука здоровья.

Ссылки на другие
сетевые ресурсы.

Дневник новостей.

Гостевая книга.

Почта сайта.

ВЕРНУТЬСЯ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ.

САЙТ   ГЕНРИХА ТУМАРИНСОНА.   ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ВЕЩЕЙ. Исторические новеллы. Стр. 118.
ПУТИ - ДОРОГИ.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.

СОДЕРЖАНИЕ.

ПУТИ - ДОРОГИ

Проблема парового транспорта привлекала особое внимание общества с начала XIX века. Однако рельсы появились намного раньше изобретения паровоза.

Сначала были колеи

История рельса началась задолго до нашей эры. Предшественниками железнодорожных путей были колейные дороги, которые строили в глубокой древности. Тогда ещё рельсов, конечно, не было и в помине. Их заменяли колеи - углубления, которые египтяне, римляне и греки устраивали в каменном основании.
В Древнем Египте такие колейные дороги применялись для доставки гигантских каменных глыб к месту возведения пирамид. Значительно позже появились гужевые дороги, с деревянными балками-лежнями,
по которым двигались повозки. Чтобы повозка не сходила с лежней, снизу у неё укреплялся направляющий стержень, который входил в промежуток между лежнями и удерживал повозку в колее. Иногда верхней
части лежней придавали округлую форму, а колёса делали желобчатыми.

Лежневые дороги строились и в России, и в странах Западной Европы. А в Англии первая колейная дорога была построена в 1630 году. Путь состоял из деревянных продольных брусьев, уложенных на зарытые в землю поперечные брусья, и предназначался для доставки угля от угольных копей к пристани.

В период промышленного переворота в Англии происходило бурное развитие металлургии. Потребовался эффективный транспорт, который бы позволил ускорить передвижение массовых тяжёлых грузов. Пионерами в этой области были английские заводчики Дерби, владельцы Кольбрукдельских заводов.

До этого грузы на завод доставлялись вьючным способом. В 1767 году Рейнольдс, зять Дерби, заменил деревянные брусья чугунными пластинами с направляющей колеёй для колес. По новым путям две лошади тащили уже 19 тележек с 15 центнерами груза. На других заводах на деревянные брусья прикрепляли железные полосы, а позже - железные уголки. Вертикальные полки уголков были обращены обычно внутрь пути, колёса же катились по внешним сторонам. Здесь впервые появилась колея шириной 1524 мм, ныне принятая во многих странах, кроме России.