КНИЖКИНА ПОДРУЖКА
(продолжение)
Уникальные издания в переплётах из кожи и ткани, украшенные тиснением, вышивкой, накладками из экзотических пород дерева и драгоценными камнями, дарили царствующим особам и придворной знати.
Постепенно и закладка приобрела статус предмета, который можно дарить аристократам. Истории
известна изящная серебряная закладка, которую в 1584 году печатник королевского двора Англии Кристофер Баркер преподнёс своей королеве Елизавете I.
В XVII веке распространился тип закладок, состоящий из нескольких лент, прикреплённых к какому-нибудь предмету, например, к пуговице или катушке. Эти закладки использовались чаще всего при чтении религиозной литературы для быстрого нахождения текстов молитв.
К середине XIX века началось массовое машинное производство закладок из шелка. Крупнейшим европейским производителем таких закладок стал англичанин Томас Стивенс из города Ковентри. Его закладки были тематическими - с поздравлениями, добрыми пожеланиями, молитвами
На рубеже XIX - XX веков родилась мода на металлические закладки, которые по форме напоминали
ножи для разрезания бумаги. Закладки украшали гравировкой, часто в сочетании со слоновой костью, эбеновым деревом, перламутром.
Развитие различных видов печати обеспечило новую жизнь книжным закладкам. Они стали
изготавливаться из более дешёвых материалов - картона и плотной бумаги, на которых печатались тексты. Постепенно закладки становятся самостоятельным носителем информации. Их начинают использовать
для рекламы фирм и товаров, для пропагандистских акций. Закладка приобретает и просветительскую функцию. Так, например, в 30-е годы в СССР была популярна закладка "Прочитай эти книги", на которой юным читателям предлагался список около двух десятков произведений русских писателей - от Фонвизина
до Кассиля.
С конца ХХ века сформировался интерес к закладке как носителю рекламы. В моде сейчас и авторская закладка, сделанная вручную.