ШЛЯПКА ДЛЯ ПАЛЬЦА
(продолжение)
Произведение искусства
В Европе бронзовые напёрстки получили широкое распространение уже в I веке нашей эры. Они изготавливались методом литья. Тысячелетием позже напёрсток стал утрачивать свое исключительно прикладное значение и начал украшаться резьбой, филигранью, драгоценными и полудрагоценными камнями.
Есть сведения о том, что в средние века люди, хотевшие принять монашеский обет, приносили в монастырь в качестве вступительного взноса не только драгоценности, но и богато украшенные напёрстки - некоторые из них были настоящими произведениями искусства. Именно такой взнос сделала при поступлении в монастырь Хильдегранда фон Бинген, впоследствии причисленная к лику святых.
В начале XVI века знаменитый учёный, врач и алхимик Парацельс открыл цинк, при помощи которого научились изготавливать латунь - сплав, поддающийся ковке и вытяжке. С того времени напёрстки уже не отливали, а ковали. Ремесленники из Нюрнберга стали признанными мастерами своего дела,
и в 1537 году был издан закон, регулирующий цеховые правила профессиональных напёрсточников (не путать с профессиональными жуликами, дурящими с помощью так называемой "игры в напёрстки" доверчивых простаков). Согласно этим правилам, напёрстки из латуни можно было производить только
в Нюрнберге.
Обучаться этому мастерству предлагалось тоже только в этом городе. А овладевшему профессией категорически запрещалось покидать Нюрнберг, чтобы секреты производства не достались конкурентам в других городах и даже других странах.
Однако "напёрсточные секреты" удержать всё-таки не удалось. С течением времени они распространились по всей Европе, так что веком позже и в других странах начали открываться фирмы
по изготовлению напёрстков.
Уже в середине XVII века их производство было освоено в соседней Голландии. В этой стране до сих
пор живёт в народе предание об амстердамском золотых дел мастере Николя Беншотене, который смастерил в подарок любимой девушке золотой напёрсток, украшенный её монограммой.