ЧТО ИЩУТ В СТОГЕ СЕНА
(продолжение)
Не только шитьё
В XVI веке игла неожиданно нашла применение в совершенно другой области, весьма далёкой от шитья, - с её помощью художники стали делать офорты. Офорт - это самостоятельный вид гравюры, когда рисунок сперва процарапывается стальной иглой на металлической доске, предварительно покрытой слоем грунта. В этом виде гравюры всю работу по углублению процарапанных бороздок рисунка выполняет азотная кислота (отсюда и название техники от французского слова eau-forte - азотная кислота). Нанесённый рисунок при этом протравливается до желаемой глубины. Затем грунт смывается
с доски, в рисунок втирается краска и делаются оттиски. Иглы, которые используются для этого вида искусства, похожи на швейные, только в них нет ушка, и кончики игл заточены в виде конуса, лопатки
или цилиндра.
Считается, что создателем этой техники был великий Альбрехт Дюрер, который впервые применил её в своём знаменитом офорте "Большая пушка".
Благодаря игле мир узнал таких замечательных художников, как испанца Гойю, голландцев Ван Дейка и Ван Остаде, величайшего из мастеров офорта Рембрандта Ван Рейна. Выдающимися мастерами
офорта в России были Зубов, Казаков, Баженов. Искусство офорта пользуется неизменной любовью художников и зрителей и в наше время.
Вдогонку за Европой
В XVII веке первые стальные иглы под названием "любских" (из города Любека) привезли в Россию немецкие купцы. До этого на Руси пользовались бронзовыми, а позже железными иглами, для богатых заказчиков их ковали из серебра. В Твери уже в XVI веке было производство так называемых "тверских игл", толстых и тонких, которые успешно конкурировали на нашем рынке с иглами из Литвы.
В 1677 году только в одной Мещанской слободе в Москве уже насчитывалось 5 мастеров-игольщиков.
Но до массового производства иголок в России было ещё далеко. В Европе на лидирующих позициях в отрасли по-прежнему оставались Англия и Германия.